Новости финансов

21.02.2014

BCG: структура авторынка существенно изменится

Спрос на автомобильном рынке сохранится, компания BCG прогнозирует продолжение этого роста на уровне 4% в год в следующие три года. Однако структура авторынка существенно изменится. Какие страны покажут самые лучшие результаты, а кто разочарует производителей, об этом нам рассказал Владислав Бутенко старший партнер и руководитель московского офиса Boston Consulting group, руководитель автомобильной практики.

Владислав Бутенко Старший партнер и руководитель московского офиса Boston Consulting group (BCG), руководитель автомобильной практики

Если сравнивать ситуацию автопроизводителей в географическом разрезе, то что можно сказать об успехах автопроизвоизводств Японии, США, Китая и Европы?

Я думаю, что прежде всего нужно отметить, что рост автомобильного рынка будет продолжаться. Здесь мы говорим, о росте продаж новых пассажирских автомобилей и также легких коммерческих автомобилей до 3,5 тонн. Рост на мировом уровне будет продолжаться. Мы прогнозируем продолжение этого роста на уровне 4% в год в следующие три года.

С чем его сравнивать? Его можно сравнивать с ростом до сих пор, который за последние пять лет был на уровне 5%. Что это означает? Это означает, что рост, если взять за предыдущие пять лет, он сохранится практически на том же уровне. Но ощущение будет у мировых автопроизводителей такое, что он замедлился.

Почему это происходит?

Это происходит потому, что если взять последние пять лет, мы включаем туда предкризисные годы и годы кризиса, в течение которых автомобильный рынок сначала упал, потом восстанавливался. Таким образом, несмотря на общий тренд в районе 5-процентного роста в год, за последние три года рост был выше, поэтому ощущение будет, что он замедлился. Это в общем по мировому рынку.

Важно очень отметить, что структура этого роста изменится. До сих пор 15% рост в год был обусловлен двумя большими факторами: первый – быстрое восстановление автомобильного рынка США. США сейчас, как мы знаем, уже второй автомобильный рынок после Китая, но все равно практически на том же уровне, то есть очень крупный.

Второй фактор: быстрый, практически взрывной рост с цифрами 10%-15-20% в год у так называемых стран БРИК, то есть быстрорастущих, быстроразвивающихся стран. Вот эта ситуация изменится. Рост в будущем, в следующие три года станет более сбалансированным. Китай будет продолжать расти, но медленнее. Другие страны БРИК, например, Индия тоже будет расти, но медленнее.

Владислав, какая ситуация со спросом будет в России?

Россия будет расти, как мы прогнозируем, даже если не все с нами согласны, на уровне 7% в год – это очень быстрый рост. И к этому периоду, к концу этого периода мы предсказываем, как мы уже несколько раз отмечали в предыдущих отчетах, что Россия станет крупнейшим автомобильным рынком в Европе, опередив Германию, которая станет таким образом рынком номер два.

Америка будет продолжать расти, но быстрый ее рост за последние годы привел к тому, что спрос во многом был уже удовлетворен. И мы прогнозируем, что рост продаж новых автомобилей, как пассажирских, так и легких коммерческих, будет меньше – примерно 2% в год, то есть меньше, чем ВВП. В то время, как в России, как я только что сказал, он будет расти, мы считаем, больше и быстрее, чем ВВП, что очень важно отметить.

В каких странах спрос будет вялым, на ваш взгляд?

Страны, которые подводят – их несколько: Япония обычно была такая противоциклическая страна, то есть работала не как другие страны, до сих пор она росла примерно на 1% в год. И теперь после того, как структура ее экономики меняется, мы прогнозируем быстрый спад в этом году: минус 8% по сравнению с продажами предыдущего, и спад на уровне минус 4% в год в следующие три года, что очень сильно контрастирует с ростом, который наблюдался в Японии до сих пор.

Какие автопроизводители переживают не самые лучшие времена, а у каких, наоборот, ситуация наладилась? Для кого прогноз наилучший?

Если посмотреть на различные страны, то японские автопроизводители до сих пор вели себя хорошо – как я уже сказал, для Японии нормальный рост в 1% в год для в общем-то стагнирующей экономики. Но теперь структура спроса меняется, и соответственно, это будет влиять на изменение того, как ведут себя автопроизводители.

Еще раз по регионам: Китай, несмотря на общее замедление экономики, будет продолжать радовать нас быстрым ростом, но этот рост будет уже примерно на уровне 9% в год, в то время как до сих пор, если посмотреть на последние 5 лет, рост был свыше 20%, а в некоторые годы 25-30% в год.

В Европе ситуация довольно сложная. Крупнейшие рынки, такие как Германия и Франция, постепенно восстанавливаются после долговременного спада. Германия и Франция, мы считаем, будут продолжать расти примерно на уровне 3% в год, то есть на уровне роста ВВП, более или менее.

Италия должна быстро восстановиться на уровне примерно 9% в год, но все равно восстановление Италии не позволит восстановиться всему региону Южной Европы, потому что там есть много других стран, которые не смогут так быстро восстановиться. То есть Южная Европа в общем будет тянуть европейский рынок вниз, несмотря на медленное и осторожное восстановление Северной Европы, в которую мы включаем Францию.

Если брать автопроизводителей Китая, США, Японии, то на какие рынки они делают ставки?

Понятно, что крупнейшие автопроизводители мира будут делать ставки на те рынки, где будет спрос. Так работает общее уравнение автопрома. Спрос на всем мировом рынке не будет очень большим, он не будет взрывным, он установится на уровне примерно 4% в год, в то время как за последние пять лет он был на уровне 5% в год.

Ощущение от него будет, как я уже сказал, более медленное, то есть если сравнивать с последними тремя годами, то замедление будет более значительным. И поэтому еще важнее для автопроизводителей ставить на те рынки, где будет спрос. Где будет спрос? Китай будет продолжат расти на уровне примерно 9-10% в год, что в 2 раза меньше, чем за последние пять лет. Тем не менее, не стоит забывать, что это самый большой автомобильный рынок мира и самый быстрорастущий. То есть, конечно, будут ставить на Китай.

Будут также ставить на американский рынок, но в условиях того, что рынок не очень быстро растет – около 2%, очень важной будет борьба за перераспределение доли рынка. Несмотря на то, что сегодня в нашей стране существуют разные настроения, мы прогнозируем в среднесрочной перспективе быстрый рост и продолжение восстановление российского автомобильного рынка на уровне 7% в год. А это означает, что автопроизводители будут ставить также на российский рынок. В Европе ситуация разниться: Южная Европа медленная, но Италия будет расти быстро, на уровне 9% в год, то есть практически также как Китай. То есть мы считаем, что автопроизводители должны сильную ставку делать на итальянский рынок.

Можете ли вы прокомментировать последние результаты финансовой отчетности крупных авто концернов за прошлый год?

Мы не комментируем результаты отдельных компаний. Но в общем по рынку мы скажем, что прошлый год был еще одним из неплохих годов для автомобильного рынка во многих странах, но по сравнению, конечно, с годами, которые последовали сразу после кризиса во всем мире, и все автопроизводители почувствовали замедление. Этот год от предыдущих отличает то, что они, то есть автопроизводители, будут делать очень дифференцированные ставки на разные рынки, потому что, еще раз, структура роста мирового автопрома меняется в этом году.

Вы уже сказали о прогнозах на этот год, но могли бы вы дать более долгосрочные прогнозы

Мы упомянули о среднесрочных прогнозах на три года, то есть 2014 в сравнении с 2013 и также 15-16 года, то есть на следующую трехлетку. Несколько слов о прогнозе по росту в 2014 по сравнению с 2013 : он будет несколько медленнее, чем средний рост, прогнозируемый на следующие три года. На мировом уровне мы его ставим на уровне 3%. Некоторые страны будут разниться. В России 7% рост за три года будет достигнут в основном в 2015 и 2016 гг,.

В 2014 мы прогнозируем плоский рынок, то есть не растущий по сравнению с 2013 годом. Западная Европа уже в 2014 году установит свою крейсерскую скорость на уровне роста 3% в год, а рост Восточной Европы, без учета России, хотя это небольшой рынок – примерно 2,5 миллиона пассажирских и легких коммерческих автомобилей – установится примерно на уровне 2%. И так же как Россия, в последующие годы, то есть в 2015-2016 гг будет продолжать расти быстрее. Что касается Америки, то как и большинство стран Восточной Европы, они уже с 2014 года войдут в свою крейсерскую скорость на уровне 2-2,5%, 3%, может быть, роста в год.

А в том что касается развивающихся рынков?

Развивающиеся рынки будут вести себя по-разному: Китай в связи с продолжением уже начатых реформ, уже войдет в свою крейсерскую скорость на уровне 9-10% в год в этом году. Но вот Индия и Бразилия – мы прогнозируем, что они возьмут еще примерно год, чтобы установиться на новом уровне. То есть этот год будет сравнительно медленным: мы говорим о 5% в Индии, 2% в Бразилии. Это в соотношении с прогнозом, который мы устанавливаем на все три года, а именно 10% в Индии, 4% в Бразилии. То есть это будет переходным годом для них.

Согласны ли вы с тем, что Европу нельзя расценивать как единый авторынок с едиными тенденциями?

Европу нельзя расценивать как единый авторынок с едиными тенденциями. Прежде всего надо смотреть на разницу между Северной Европой и Южной Европой, а дальше надо смотреть на отдельные рынки, которые будут выделяться либо своим ростом, либо своим замедлением. В целом Северная Европа будет вести себя лучше, чем Южная. Южная Европа даже до конца этого периода не восстановит в своей общей массе своих предкризисных объемов. Северная их восстановит и перейдет через них.

В Северной Европе существуют такие огромные рынки как немецкий и французский – они будут расти со средней скоростью примерно равной скорости роста ВВП, то есть около 3% в год. Может быть, немножко выше. А в Южной Европе, например, есть одна страна Италия, которая выделяется очень сильно своим практически 10% ростом, который связан с тем, что за последние годы она очень сильно отставала.

Подводит также и английский рынок – мы прогнозируем какие-то остатки роста в 2014 году, но на период трех лет, на который международные компании планируют свое развитие, мы прогнозируем плоский рынок, что достаточно разочаровывает, поскольку это крупный рынок.

Беседу провела Татьяна Окишева.